«Воспитываем читателя» » КГУ «Общеобразовательная школа №96» Управления образования г.Алматы
Телефон завующего:
+7(727) 374-03-92
Телефон методиста:
+7(727) 374-03-89
Версия
для слабовидящих
16
март
2021

«Воспитываем читателя»

1. Значение чтения для развития ребенка. 

С. Я. Маршак говорил, что существует талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант его надо открыть, вырастить и воспитать. Начало читательского опыта начинается в детстве и начинается раньше, чем ребенок научится читать. Ребенок слушатель – это уже читатель. 

Французский исследователь  проблемы чтения Р. Эскарпи утверждает, что значительной части молодежи, покидающей школу, грозит возврат к «нечтению», если они не овладели привычкой к чтению еще до школы. Следовательно, именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии «будущего, талантливого» читателя. Если не научить и не развить любовь к чтению сейчас, в школьный период это будет тяжелой обязанностью для ребенка и обернется нежеланием читать.


2. Роль взрослого в воспитании читателя.

Подготовку детей к осмысленному, сознательному чтению следует начать, собственно, с чтения, чтения вслух. Это самый простой и доступный способ приобщения ребенка к книге.

Взрослый должен стать посредником между писателем и слушателем. При этом он должен сам любить литературу,  уметь передавать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы и авторский идейный замысел. 

Задача взрослого – открыть ребенку то необыкновенное, что несет в себе книга.

В семье должна быть атмосфера чтения, ребенок должен быть окружен хорошими книгами, чтобы он с удовольствием, а не по принуждению слушал чтение. Если в мозгу ребенка запечатлеется добрая, умная и талантливая книга, то это на всю жизнь привьет ему вкус к чтению. Совместная литературная деятельность ребенка и родителей  в конечном итоге рождает любовь к книге и чтению. Без усилий родителей по приобщению детей к чтению, могут быть сведены на нет все усилия педагогов.


3. Роль книги в обогащении эмоционального мира ребенка.

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни -   в мир человеческих чувств, радостей, страданий, мыслей, поступков. Лучшие литературные произведения для детей без излишнего дидактизма формируют у ребенка нравственное отношение к действительности. Книга заставляет детское сердце сжаться от любви и жалости, помогает стать добрым по отношению ко всему живому. С помощью художественной литературы мы проводим беседы о добре и зле, о нравственных ценностях. Чтение расширяет кругозор ребенка и он уже не смотрит на мир только «со своей колокольни». Это дает редкую возможность научить ребенка эмпатии и симпатии – двум качествам столь редким в наше время. (Эмпатия – умение встать на сторону другого человека. Симпатия – это понимание чувств другого человека). Если ребенок понимает чувства другого человека, он может стать более справедливым и сострадательным, способным поддержать и утешить. Но чуткость к прочитанному не возникает сама по себе.

4. Как читать ребенку.

- Читайте ребенку с интонацией. Это позволит вам лучше передать смысл и чувства, заложенные в тексте, а ребенку – понять эти чувства. В дальнейшем он и сам в речи будет использовать приемы выразительной речи.

- Беседуйте о прочитанном. Беседы по книге способствуют более глубокому пониманию произведения.

- Обязательно задавайте ребенку вопросы по прочитанному произведению. Вопросы позволят узнать эмоциональное отношение ребенка к событию, герою.

- Хороший прием, для осознания произведения – нарисовать какой - то запомнившийся эпизод, а затем рассказать, почему изобразил именно это.

- Расскажите ребенку о жизни писателя, чью книгу вы читали. Такие рассказы вызывают положительные чувства к писателю, желание читать его рассказы. 

Мы должны стремиться создать культ чтения, ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда.

Похожие публикации:

26 февраль 2018 Родителям